Фабрика дизайна 3.0

Генеральный директор «Торговый дом «Гусевской хрустальный завод» Елена Усенко и дизайнер Анна Афиногентова – о коллекции посуды «Журавлики»

Агентство креативных индустрий (АКИ) и Союз Дизайнеров России в третий раз проводят в столице конкурс «Фабрика дизайна 3.0». «Фабрика» – мост между дизайнерами в поисках амбициозных проектов и производителями в погоне за новыми идеями. Мы поговорили с генеральным директором Гусевского хрустального завода им. Мальцова Еленой Усенко и дизайнером, доцентом кафедры художественного стекла Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова Анной Афиногентовой об одной из самых успешных коллабораций в истории проекта – коллекции посуды «Журавлики».

«Традиционный хрусталь может «подружиться» с современным интерьером» Елена Усенко.
– Гусевской хрустальный завод – это легендарный бренд с прекрасно налаженным производством и сильной штатной командой художников. Почему вы решили поучаствовать в «Фабрике»?
– Разумеется, у нас есть свои специалисты, но это не исключает сотрудничества с другими художниками и дизайнерами. Некоторые из них создают вместе с нашими мастерами конкретные коллекции, с некоторыми мы сотрудничаем постоянно. Мы были рады получить приглашение от оргкомитета «Фабрики дизайна», так как рассчитывали обзавестись новыми перспективными знакомствами. Что, собственно, и произошло.
– Как вы сформулировали задачу для конкурсантов?
– Сначала мы хотели, чтобы дизайнеры обыграли в изделиях образ гиперболоидной башни Шухова – уникальной инженерной конструкции в усадьбе Мальцовых в Полибино. Однако позже мы сошлись с организаторами на том, что такие жесткие рамки излишни. В финальном варианте техзадания мы предложили создать дизайн штофа и стаканов, не ограничивая их фантазию.
– А какими были критерии отбора?
– Нам было важно одновременно учесть веяния времени и сохранить в предметах ДНК гусевской школы стеклоделия. Кроме того, конкурсант должен был хорошо представлять себе, как именно проект будет реализован, учитывать, что большинство операций на нашем производстве выполняется вручную. Проект Анны Афиногентовой был проработан наилучшим образом. С учетом ее профессионализма это неудивительно. Мы с ней оказались на одной волне в желании соединить исторические традиции и современность.
– Уже можно что-то сказать о первой реакции ваших клиентов?
– Мы создали пять предметов в нескольких цветовых решениях, с разными вариантами декора. Коллекцию назвали «Журавлики», потому что горлышки штофов причудливо изогнуты – как шеи у птиц. После того как появились первые образцы, команда фотографов, видеографов и декораторов сделала красивую, атмосферную съемку. На нее очень живо отреагировали подписчики наших соцсетей. Люди стали спрашивать, как приобрести эти предметы, когда мы начнем их серийный выпуск. Дополнительно мы сняли серию небольших видеороликов, где рассказываем о бригаде, с которой работала Анна, раскрываем особенности творческого и технологического процесса.
– Вы упомянули ручное производство. Как при таком методе изготовления посуды, утвари, сувениров вам удается сохранять масштаб и рыночные позиции крупнейшего производителя хрусталя?
– В самом деле, спрос на нашу продукцию растет с каждым годом, и мы всерьез задумываемся о расширении производства. Разумеется, мы готовим подрастающее поколение на смену нынешним мастерам. Один из главных вызовов нашего времени – сделать промысел привлекательным для молодежи. Мы хотим, чтобы и выпускники местных учебных заведений оставались в городе, и другие специалисты по стеклу и хрусталю приезжали к нам.
– Как создавать актуальную серийную продукцию и в то же время оставаться в рамках традиции?
– Здесь все просто. Мы сняли хрусталь с пыльной полки и поставили в красивый интерьер. В этом нам помогла целая команда декораторов, которые умеют органично соединить в быту традиции и современность. Они использовали в сервировке наши традиционные хрустальные предметы. Глядя на них, люди начали говорить: «Как изумительно смотрится пасхальный стол! Как прекрасно выглядит новогодняя сервировка с этим набором бокалов!» А потом мы начали видоизменять сам хрусталь. У нас появилось большое разнообразие цветовых решений. Традиционное изделие в новом ярком облике и с более лаконичной огранкой вполне может сочетаться с современным интерьером.

Мы уже выпустили несколько современных, «облегченных» коллекций. При этом все они соответствуют исторической концепции завода. Интерес к продукции подогревает промышленный туризм. Мы уже пять лет организуем экскурсии на предприятие по четырем официальным туристическим маршрутам. Их ведут наши гиды-хранители. Они помогают гостям погрузиться в историю завода, увидеть технологический процесс, рассказывают о наших проектах, знакомят с художниками и мастерами. Это впечатляет. К нам потянулся огромный поток людей. На экскурсиях они узнают о том, что гусевской хрусталь подходит не только для особых случаев, но и для повседневной жизни.
– Для вас проект с Гусевским хрустальным заводом – рядовая задача или событие?
– Это большая ответственность и честь. Гусевской хрусталь – это наше наследие. Его изделия вписаны в историю. Нет сомнений, что и через 10–15 лет нынешняя продукция предприятия тоже войдет в летопись российского предметного дизайна. И тогда мое имя может оказаться в списке художников, которые сотрудничали с заводом. В этой конкурсной работе мне одинаково важно было передать мое уважение к традиции и остаться в современном контексте. Я также хотела раскрыть свой творческий потенциал художницы по стеклу, не повторяться, создать что-то новое. Очень рассчитываю, что сотрудничество с заводом будет долгим и плодотворным.

На сегодня мы готовы представить коллекцию «Журавлики». В этой работе я рассказываю о красоте природы через стекло. О том, как мерцает лед, как он искрится на солнце, как вода просвечивает сквозь льдинки. Надеюсь, в ближайшее время приступим к работе над следующим, более сложным проектом. Это предметы с квадратным основанием, напоминающие терема. Уже на производстве я придумала еще один образ: набор стаканов и кувшин в форме полена с носиком-сучком, из которого льется вода. На заводе его окрестили «Буратино».
– Какие тенденции, на ваш взгляд, наблюдаются сегодня в российской индустрии дизайна и отражает ли их конкурс «Фабрика дизайна»?
– Профессия дизайнера – на стыке производства и творчества. Художники создают вещи в единственном экземпляре. Дизайн предполагает массовое производство, унификацию. Однако копировать одну и ту же идею – тупиковый путь. Поэтому промышленники остро нуждаются в новых идеях для производства. «Фабрика дизайна 3.0» как раз и помогает найти специалистов, способных предложить такие идеи.

Когда я оканчивала Строгановку, стекольных заводов было очень мало. Мои профессиональные навыки были не востребованы. Сейчас ситуация меняется. Стекольное дело развивается, заводы не боятся экспериментировать. Например, мы со студентами разрабатывали дизайн светильников и мебели из листового стекла и других материалов. Удалось придумать много интересных объектов. Главное, чтобы предприятия были открыты новым идеям. Запуск «пилота» стоит дорого – не все готовы в это вкладываться.
– Из чего складываются эти затраты на «новое»?
– Объясню на примере нашего проекта с Гусевским хрустальным заводом. Чтобы скорректировать предметы по размеру и конфигурации, сначала нужно было создать пилотные образцы штофа и рюмок, а для этого сделать формы. В массовом производстве формы должны быть рассчитаны на длительное использование. Однако первые из них вытачиваются из дерева и через несколько проб прогорают. Уже после этого выливаются металлические. Важны толщина стенок, форма залива, особенности пробки. Кроме того, бригада должна понимать, сколько стекла брать на набор, и много других технических аспектов. На опытном образце отрабатываются все технологические нюансы, процесс отнимает много сил и времени, мастера отвлекаются от графика основного производства. А ведь на этом этапе предприятие еще не получает от новой продукции никакой прибыли!
– В чем специфика ремесленного дизайна? Существует ли грань между ним и промышленным дизайном?
– Еще в 1960–1970-х годах представители Строгановской школы дизайна писали о том, что дизайн текстиля, стекла и металла – совершенно особое направление. Здесь доминирует художественный, а не промышленный подход. С этими материалами работают своего рода художники-эмпирики. Они выражают в предметах свой чувственный опыт. Производство стекла всегда индивидуально, его невозможно унифицировать. На каждом стекольном заводе разные руки по-разному варят стекло. В других отраслях дизайнеру достаточно отработать первый образец, утвердить функциональную сторону, и он может отпускать проект в свободное плавание. Дальше все процессы идут без его участия. С художественным стеклом все иначе: автор присутствует на всех этапах производства. Кроме того, при выборе предметов для дома люди хотят получить нечто индивидуальное, уникальное, не штампованное. Профессионал может каждый раз немного менять форму предмета, чтобы он был необычным.
– Иначе говоря, производитель играет роль арбитра в заочном диалоге художника и потребителя?
– Да. Причем производителям приходится очень непросто. Рынок нестабилен. Порой трудно спрогнозировать, сколько завтра будет стоить тот или иной материал. Те, кто в таких обстоятельствах не боится экспериментировать, пробовать новое, как раз и выступают в роли заказчиков на «Фабрике дизайна». Они достойны всяческого уважения. Сомневающимся же, стоит ли участвовать, я советую попробовать. Рожденные на «Фабрике» проекты точно будут востребованы. В конце концов, люди всегда хотят окружать себя красивыми и удобными предметами.
– Что важно учитывать дизайнерам и заказчикам при реализации инновационных проектов?
– Важен предпроектный анализ. Дизайнер должен разобраться, что создавали на предприятии до него. Лучше всего посетить производство, а если нет такой возможности – максимально подробно расспросить производителей обо всех его тонкостях и особенностях. Неразумно проектировать предметы, которые мастера все равно не смогут изготовить.
– Какие проблемы в отрасли стоят наиболее остро?
– В России производство только начинает возрождаться. У нас утрачена школа технологов. Профессиональные сообщества разрозненны. Производители, дизайнеры, продавцы мало взаимодействуют друг с другом. Между тем, чтобы получить достойный результат, команда должна работать слаженно. Наконец, сегодня осталось очень мало профессионалов, которые умеют работать руками. Таких мастеров никогда не заменят технологии. Эта профессия будет востребована всегда.