Фабрика дизайна 3.0

Дизайн в туризме: шанс вписать свое имя в историю

Главная цель дизайн-решений в брендинге туристических территорий - создание ярких образов. Чтобы раз увиденное запомнилось навсегда. А в идеале - чтобы захотелось вернуться.
Человек живет впечатлениями. Для многих они - самое ценное достояние, которое ни отнять, ни уничтожить. За ними мы отправляемся в путешествие. Но бывает так, что город уныл и темен, по обветшавшему отелю гуляет ветер, ресторанный зал обшарпан, а меню унифицировано, невкусно. Тогда никакие достопримечательности не заставят задержаться в этом месте. А полученные "впечатления" захочется поскорее забыть.

Оригинальные, продуманные дизайн-решения - один из мощнейших двигателей туристического бизнеса.

Но на практике все не столь оптимистично. Далеко не каждая территория готова вкладываться, чтобы по максимуму раскрыть свой туристический потенциал. В результате из года в год основные турпотоки устремляются по нескольким давно раскрученным направлениям - Крым, Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды.

Безусловно, постепенно количество "точек притяжения" увеличивается, набирают популярность поездки на Русский Север, в Карелию, Сибирь и Арктику. При этом в нашей огромной стране существует немало фантастических мест, о которых большинство потенциальных туристов даже не знает.

"Чтобы стать не просто известными, но узнаваемыми, территориям нужен продуманный брендинг - создание устойчивого набора впечатлений и образов, которые будут вызывать в человеке эмоциональный отклик, - уверен руководитель Мастерской дизайна в "Сенеже" и советник Главы Удмуртии Вячеслав Правдзинский. - Набор этот весьма разнообразен. В него могут входить узнаваемые знаки, вроде литеры "М" на входах в метро; знаменитые сооружения - Петропавловская крепость - для всех символ Петербурга, "Ласточкино гнездо" - для Крыма; особенности географического положения - горы, реки, гейзеры или природные явления, такие, скажем, как северное сияние. Можно использовать знаковые цвета. Например, красный прочно ассоциируется с Москвой. Отлично работают на бренд вкусовые ощущения от "фирменных" продуктов, таких как астраханская рыба, тульский пряник или вологодское молоко. Любой крупный город - это множество отдельных внутренних брендов, которые подчас очень непросто упаковать в единую концепцию. Если речь о регионе, задача становится на порядок сложнее. Поскольку создавать цельный образ приходится из многосоставных компонентов-историй. Когда мы говорим про брендинг в контексте крупного города или целой территории, имеется в виду конгломерат брендов, создающий у людей ощущение от территории. В первую очередь - у местных жителей, поскольку именно им предстоит транслировать его гостям, независимо от того, с какой целью, деловой или туристической, они туда приехали".
Повышение привлекательности того или иного региона - задача комплексная. Требующая индивидуальных решений, продиктованных спецификой конкретного места.

"В первую очередь, брендинг территорий дает развитие туризма. Кроме того, это формирование комфортной среды не только для туристических потоков, но и для жителей регионов. Как только происходят реконструкция памятников, изменения архитектурного облика, появление новых сервисов, транспортных маршрутов - это существенно меняет атмосферу в городе и создает принципиально иное качество жизни. Налаженная система гостеприимства - HoReCa (Hotel, Restaurant и Catering) - дает рост местных компаний, что влечет за собой новые рабочие места, повышение спроса на квалифицированных специалистов, снижение уровня миграции как из региона, так и за пределы страны, что сегодня невероятно важно. Не стоит забывать, что все это привлекает экспертов и из других городов. Импорт кадров дает омоложение предприятий, вливает в них "свежую кровь", - подчеркивает президент Союза Дизайнеров России и соорганизатор проекта "Фабрика дизайна" Виталий Ставицкий.

По его словам, желание соединить креативную составляющую и запросы реального сектора экономики, включая туризм, стало точкой отсчета для создания в 2022 году "Фабрики дизайна". Проект, организованный Агентством креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры Москвы совместно с Союзом Дизайнеров России, идет уже третий год подряд.

Ежегодно "Фабрика дизайна" привлекает не только большое число дизайнеров со всех регионов России в качестве участников, но и значительное количество представителей крупного бизнеса в роли заказчиков.

Зачастую заказчиками выступают компании, которые является "лицом" тех или иных регионов, кто непосредственно участвует в создании территориального брендинга.

"Конечно, нужно понимать, что такие высокохудожественные производства как Гусь Хрустальный, Гжель - все они не раз были заказчиками на нашей "Фабрике дизайна" - могут стать точками притяжения для региона. И предприятия народных художественных промыслов (НХП) это понимают. Сохраняя все лучшее, чем славятся промыслы, они используют все современные возможности, чтобы привлекать молодежь, которая будет покупать и внедрять в жизнь их товары. Одну из важнейших ролей в этом играет дизайн. И сегодня "Фабрика дизайна", которую мы проводим, является площадкой для эксперимента. К нам обращаются крупные производства НХП со своими проектами, которые благодаря нашим участникам нашли продолжения в виде новой продукции. Это не только дает новый импульс для развития предприятий, но и толчок для изменений во всем регионе. Все эти вещи очень взаимосвязаны. Хочется подчеркнуть, что брендинг каждой отдельной территории увеличивает привлекательность нашей страны в целом, усиливает ее мощь и дает людям силы жить и работать на будущее", - говорит Виталий Ставицкий.

Для процветания небольших городов продвижение в качестве туристического объекта особенно ценно. Дополнительные поступления в бюджет помогут решить целый ряд социальных проблем. Но даже при заинтересованности властей местным жителям перспектива роста турпотока не всегда по душе. Это нарушает сложившийся уклад, может негативно повлиять на экологию, перегрузить транспортную инфраструктуру. Но если туристический образ города будет созвучен представлениям людей о красоте своей малой родины, то, как показывает практика, уровень негатива в отношении большого наплыва приезжих существенно снижается, а то и вовсе исчезает.
Читать полную версию статьи: (https://rg.ru/2024/08/01/dizajn-v-turizme-shans-vpisat-svoe-imia-v-istoriiu.html)